Первые занятия рекомендуется проводить рано утром, на голодный желудок, в местах, где отсутствуют посторонние раздражители. С увеличением возраста щенка, улучшением общей его дисциплинированности занятия следует усложнять, т. е. менять место, время их проведения и окружающую обстановку. Если первые занятия проводились, например, «с глазу на глаз» в закрытом дворе, то постепенно они переносятся на площадку, где могут находиться посторонние люди, а также собаки. Иными словами, вся система дрессировки должна быть построена по принципу: от простого к сложному.
Во время любых занятий с собакой необходимо учитывать состояние площадки. В частности, занимаясь на сырой грязной площадке, не следует требовать от собаки выполнения, команды «лежать». Собака — чистоплотное животное, и неудивительно, если она откажется выполнить такую команду. Принудить ее к укладке в грязь — значит вызвать тем самым нежелательную связь, которая будет мешать дальнейшей отработке этого приема. Занимаясь на снегу, не нужно делать больших выдержек при выполнении таких приемов, как «сидеть», «лежать».
Жесты и интонация
Выработка определенного комплекса условных рефлексов у собаки и является целью ее дрессировки. Каким же образом любитель может добиться выработки этих рефлексов? Прежде всего, следует запомнить, что для каждого приема установлены строго определенные звуковые команды и жесты. Изучить их владелец собаки обязан до начала отработки того или иного приема.
В процессе занятий с собакой надо строго соблюдать все команды и жесты, не допуская отклонений или искажений. Каждое новое сочетание звуков для- собаки является новой командой, каждый искаженный жест служит новым требованием. Следовательно, на них должны последовать и новые условные рефлексы.
Собаки, как известно, обладают очень тонким слухом. Они хорошо различают звуковые сочетания (команды), особенно их интонацию, т. е. оттенок голоса, с которым произносится команда. Для правильного обращения с собакой при произношении той или иной команды во время дрессировки может меняться интонация, которая может быть приказной, ласковой или угрожающей.
Как правило, команды во время нормальных занятий подаются спокойным голосом с приказной интонацией. Угрожающая интонация применяется в случае отказа собаки от выполнения уже знакомого ей приема по первой или повторной команде. Обычно вслед за командой, содержащей угрожающую интонацию, следует принуждение в форме физического воздействия.
Ласковой интонацией закрепляются правильные положения собаки при дрессировке. Четкое разграничение приказной и ласковой интонации — основа успеха дрессировки. Любое занятие должно проходить так, чтобы для собаки было ощутимо, за что ее ласкают и за что принуждают. Так как собака не понимает человеческой речи, а реагирует только на определенные сочетания звуков, то одинаково понятные человеку команды «сидеть» «садись» будут для нее уже различными звуковыми раздражителями. Требовать от животного одинакового ответного действия на них — значит допустить грубую ошибку.
Регулярность занятий
Решающим моментом в дрессировке следует считать регулярную тренировку, т. е. повторение приемов с целью более стойкого закрепления условных рефлексов. Нормальным распорядком каждого занятия следует считать такой, когда наравне с новым приемом повторяются и ранее отработанные. Причем не просто повторяются, а совершенствуются. Иными словами, повышается требовательность к более четкому и быстрому исполнению команд и жестов, одновременно увеличивается и выдержка.
Каждый собаковод обязан всегда помнить, что дрессировка, не закрепленная тренировкой,— это напрасно затраченный труд